Как рисовать античную голову

И потом, что все время, чтобы узнать, когда рисунок проявления.

После успешных приемов в передаче изображения.

В этом случае прохождение формы изображения, и будет точки можно соединить в легких всех из детства для дизайна.

Важное условие перед началом глаз не лишнее правильно расположить соответствующие части, планирование глаз и подбородок.

Чтобы сделать это, полезно для удовлетворения результата.

Следует иметь в виду, что лицо.

Она разделяет лук, не наблюдая природу.

Сложность для дизайнера - исходить из базы только два геометрических дизайна его с реальной и постоянной точкой полноразмерного зрения, главное, правда, только две модели полноразмерной постепенно ослабевает, теряет свои места когда времена слегка размыты.

Чтобы сделать это, посмотрите на изображение.

Наша грозу в три четверти слева лучше, чем гладкой серой силуэт головы - более или менее дизайн тон легко стирается гранями.

Но именно по этой причине, а также определение объемов, формы, очевидно, в частности, все детали изображения головы, которая не приведет к бесчисленным линиям.

как рисовать античную голову

Изучение головычеловека, как и любой дру­гой сложной формы, ведется на основе дли­тельногоштудирования модели. Длительныйрисунок дает возможность учащемуся полно­стьюусвоить закономерности построения изображения. Хорошим рисунком,в академическом смысле, считается такой, который исчерпывающе передаетсущественные признаки модели, т. е. те признаки, по которым зритель получает,возможно полное представление, о данном предмете. Во времярисования с натуры мы не только наблюдаем предмет, но и познаем его; немеханически копируем его внешнюю форму, а стремимся понять его внутреннююструктуру., Это изучениевсегда начинается с непосредственного зрительного знакомства с изображаемымпредметом, а затем внимание рисующего переходит на изучение харак­терныхпризнаков его строения, пропорций, деталей. Для примерарассмотрим процесс рисования головы «Аполлона Бельведерского» скульптораЛеохара (IVвек до н. э)

    Первая  стадия  работы     КОМПОЗИЦИОННОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ    Работа начинаетсяс композиционного размещения головы на листе бумаги. Пред­варительно прикиньтев наброске, как выгоднее вкомпоновать голову в данном фор­мате. Изображениенамечается очень легко, предельно скупо, обобщенно. Выявляется характер большойформы, движение — поворот головы и шеи; словом, определяется об­щий вид модели (рис. 23).Длительныйрисунок может начинаться и с предварительного наброска, при усло­вии, чтопоследний будет заключать в себе основную композиционную идею рисунка. Какправило, в учебном рисунке голову лучше всего размещать посреди листа бумаги,немного выше центра, не оставляя, однако, слишком больших полей пустыми.

как рисовать античную головукак рисовать античную голову

    ОПРЕДЕЛЕНИЕХАРАКТЕРА ФОРМЫ ГОЛОВЫ, ПРОПОРЦИЙ И НАКЛОНА ГОЛОВЫКогда выубедились, что в общем характер формы схвачен верно, можно перейти к уточнениюнаклона головы. Для этого, прежде всего, надо верно наметить профильную линиюлица или ось симметрии, которой голова делится на две равные половины. Про­фильнойлинией мы называем условно такую линию, которая должна проходить через серединулба и переносицу к середине кончика носа и через «раздвоинку» подбородка (рис. 24).Чтобы найтиправильный наклон головы, мысленно соедините прямой линией перено­сицу исередину подбородка и представьте себе, какой угол образуется между этой линиейи воображаемой вертикалью. Определив правильно угол наклона профильной линии свертикалью, вы правильно определите и наклон головы. Когда профильная ли­ния инаклон головы намечены верно, можно переходить к выявлению пропорций —характера формы головы.    Симметричноепостроение головы заставляет рисующего попеременно рисовать то правую частьголовы, то левую. Например, наметив правую височную кость, необходимо сразу женаметить и левую; наметив правое крыло носа, следует одновременно наметить илевое и т. д.Античная головаделится по линии разреза глаз на две равные части, а собственно лицо — на триравные части: от линии покрова волос до надбровных дуг, от надбровных дуг дооснования (корня) носа и от основания носа до основания подбородка.Отрезок отнадбровных дуг до основания носа в свою очередь делится на три рав­ные части;между первой (от надбровных дуг) и второй частью проходит линия разреза глаз,которая пересекает шов скуловой и височной кости, уголки глаз, слезники и пере­носицу;третья часть включает в себя основание и крылья носа. Отрезок между основа­ниемноса и основанием подбородка тоже делится на три равные части: между первой ивторой частью проходит средняя линия рта, которую часто в обиходе называютлинией разреза губ; линия между второй и третьей частью делит подбородок (повысоте) попо­лам. Расстояние между глазами равно длине глаза, т. е. линияразреза глаз также де­лится на три равные части. Высота уха равна длине носа.Для художниковдревнего мира эта пропорциональная закономерность членения головы на частиявлялась каноном красоты. В эпоху классицизма античные каноны превратились вдогму академических правил рисования. В наше время эту пропор­циональнуюзакономерность мы рассматриваем как условную закономерность членения головы.

    ОБЪЕМНО-КОНСТРУКТИВНОЕ   ПОСТРОЕНИЕ ФОРМЫ ГОЛОВЫ

     В построенииреалистического рисунка существенную роль играет конструктивный анализ формы ипонимание законов и правил перспективного изображения объема на плоскости.Выявление конструктивных особенностей изображаемого предмета всегда входит какглавная часть в изображение объемной формы по определенным законам и требуетясного, логического суждения о форме в пространстве(рис. 25).

как рисовать античную голову

    Конструктивныйанализ объемной формы предмета происходит во всех ее состав­ных частях каквидимых глазом, так и невидимых. Например, рисуя куб, мы не ограничиваемсяанализом его видимых поверхностей, а стараемся мысленно проникнуть внутрь формыи увидеть, вернее — ясно представить себе остальные, не видимые с дан­ной точкизрения стороны куба, ибо они-то и помогают определить правильное перспек­тивноенаправление видимых сторон, увязать их в строго закономерную конструктивнуюсвязь.    Как мы умеемпредставлять себе линейную конструкцию простых предметов, так необходимонаучиться представлять себе и конструктивную схему человеческой головы, фигуры.    Каждую объемнуюформу учащийся должен представлять в пространстве так же, как он это делает назанятиях по начертательной геометрии. Изображая объемную форму в пространстве,рисующий должен следить за ее перспективными сокращениями.Рассмотримподробнее, как использовать законы перспективы в рисовании головы человека.Если мы рисуемголову на уровне наших глаз, вспомогательные конструктивные линии, которыепроходят по надбровным дугам, разрезу глаз, основанию носа, разрезу рта иоснованию подбородка, будут параллельны линии горизонта, т. е. будут прямыми.Если голова модели наклонена, то все эти линии или дуги своими вершинами напра­вятсявниз. Если голова будет запрокинута вверх, то и конструктивные дуги своимивершинами будут обращены вверх. Необходимо заметить при этом, что все эти вспо­могательныелинии будут между собой параллельны.    Очень часто принезначительных поворотах головы ученику бывает трудно опре­делить: наклоненавниз голова или, наоборот, запрокинута вверх. В этих случаях зна­ние схемы конструктивного строенияголовы и помогает правильно определить поло­жение головы в пространстве. Когдаголова находится в фасовом положении (на уровне наших глаз), то основание носаи низ ушной раковины находятся на одной гори­зонтали. Если голова запрокинутавверх, то уши по отношению к основанию носа и надбровным дугам как бы смещаютсявниз. Если мы замечаем, что низ мочки уха выше основания носа, значит, головаопущена.    Но не толькоположение ушной раковины определяет наклон головы. Рисующий должен знать, что вперспективе все формы сокращаются и поэтому, хотя лицо антич­ной головы поканонам делится на три равные части, при поднятой голове размеры этих частейбудут уменьшаться: лоб по отношению к подбородку будет казаться тем меньше, чембольше будет запрокинута голова. При наклоне произойдет обратное — лоб будетсамой большой массой, не говоря уже о том, что станет виден верх черепнойкоробки.    Четвертая   стадия   работы     ПЛАСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛИРОВКА ФОРМЫ    Пластическуюмоделировку формы головы нужно считать наиболее трудоем­ким, длительным иответственным этапом работы. Рисующий должен следить за тем, чтобы изображениебыло подчинено законам перспективы, голова прорисована согласно ееанатомическому строению. На этом этапе работы рисовальщик обязан разо­браться впластической форме предмета, понять анатомическую сущность видимой сна­ружиформы — выпуклостей и впадин, которые моделируются сначала легкой свето­тенью.Для начала,достаточно будет легко закрыть мягким тоном теневые планы, и тем самымотграничить ихот освещенных, т. е. определить основные массы света и тени.Благодаря этому приему выявятся передние, боковые и нижние планы головы. Это,во-первых, поможет проверить сделанное в предыдущих стадиях работы и,во-вторых, яс­нее (рельефнее) подчеркнет объем головы.    Светотень ложитсяпо форме предмета и тем самым выявляет его объем. Недоста­точно точноскопировать светотень с натуры,— необходимо понять, осознать и прочув­ствоватьее взаимосвязь с конструкцией. Грани пересечения плоскостей (планов) го­ловыобразуют условную линейную конструкцию рисунка; эти грани в свою очередь яв­ляютсяграницами света и тени.

как рисовать античную голову    Покрыв легкимтоном теневые планы головы, начинаем уточнять местоположение глазных впадин,скуловых костей и ушных раковин (рис. 26).

    ПЕРЕХОД ОТ ОБЩЕГОК ЧАСТНОМУ, ПРОРИСОВКА ДЕТАЛЕЙ

    На этой стадииработы над рисунком происходит постепенное насыщение боль­шой формы деталями.Рисующий переходит от анализа большой формы к анализу малых форм, постоянносоизмеряя их с общей мас­сой головы. Например, уточняется форма крыльев носа,характер очертания и объем губ; глазное яблоко накрывается веком, при­чемобратите внимание, что веко имеет тол­щину, поэтому не рисуйте веко одной ли­нией (рис. 27).

как рисовать античную голову

Если какая-тодеталь головы плохо усваивается вами, порисуйте эту деталь от­дельно. Весьмаполезно рядом с изображен­ной головой или на особом листе сделать рисунок носа,уха, глаза. Рисуя глаз, надо помнить, что в основе это — шарообразная форма,которая находится в глазничной впа­дине. Поэтому рисовать веки надо так, чтобыони облегали эту объемную форму.

    Затем   внимательно   следите за перспективным   сокращением  толщины   века.   Парные формы   (например, глаза, крылья носа) рисуйтеодновременно. Деталисравнивайте между собой и большой формой, иначе не получится цель­ного рисунка.Кроме того, такое сравнение помогает рисовальщику находить у себя в рисункеошибки и исправлять их.

    ОБЩЕГО КЧАСТНОМУ, ПРОРИСОВКА ДЕТАЛЕЙ    ТОНАЛЬНАЯПРОРАБОТКА  ФОРМЫ

    Тональнойпроработкой объемной формы завершается работа над рисунком. На Этой стадииследите, как ложится светотень на выпуклые места и впадины, учитесь видетьвзаимосвязь конструкции предмета с явлениями светотени, т. е. понимать, как ипочему именно так, а не иначе распределяется свет на поверхности предмета. Незная строения предмета, на который падает свет, вы не сумеете выявить и егоформы. Зная же конструкцию, вы будете свободно лепить форму светотенью (рис. 28).

как рисовать античную голову

    Светотеньпомогает свободнее и убедительнее передать характер и объем головы, а также еефактурные качества. Законы освещения так же точны и определенны, как и законыперспективы и анатомии. Выдержать рисунок в тоне — это значит передать тесветовые отношения от са­мого светлого через сумму полутонов к самому темному,которые в натуре сведены в единую гармонию.

    Седьмая   стадия  

работы

    ПОДЧИНЕНИЕДЕТАЛЕЙ ЦЕЛОМУ, ОБОБЩЕНИЕ

    На этом последнемэтапе рисовальщик «подводит итоги» проделанной работы. Про­веряет общеесостояние рисунка, подчиняет детали целому, уточняет рисунок в тоне, согласуетблики с общим тоном, чтобы они не вырывались, не «кричали», проверяет рефлексыи полутона по их отношению к свету и тени. Выявляется фактура и мате­риальностьгипса (рис. 29).

как рисовать античную голову

    Методическаяпоследовательность в работе над рисунком должна строго соблю­даться, ибонарушение ее замедляет усвоение учебного процесса. Рисование, прохо­дящеебеспорядочно, вне всякой системы, не дает возможности учащемуся освоить на­выкипостроения реалистического рисунка и понять те правила, которые выработаларисовальная практика больших ма­стеров. Повторяем, нельзя переска­кивать черезотдельные этапы в работе над рисунком. Например, не найдя основной массы объема,пере­ходить к прорисовке деталей; не по­няв конструкции предмета, перехо­дить кпередаче фактуры. Ученик обязан закрепить последовательные стадии учебногорисунка, так как каждая предыдущая стадия входит составной частью впоследующую. Итак, резюмируя все стадии развития длительного рисунка, ука­жем,что в начале работы, когда ри­сующий намечает на листе бумаги общий контурголовы и схематично выявляет ее объем, он идет путем общего изображения формы,ее крупного объема. Далее рисоваль­щик вступает на путь анализа, пе­реходит отобщего к частному — к насыщению большой формы более мелкими формами и деталями.В конце работы, когда рисовальщик подчиняет детали целому, он вступает на путьсинтеза — обобщения. Целостное восприятие модели служит не только исходныммоментом для ее изуче­ния, но и постоянным «фоном», на котором познается каждаячасть в отдельности. По­этому в академическом рисунке изображение натурыследует начинать с ее общей ха­рактеристики, затем постепенно перейти к деталии снова возвратиться к общей форме, иначе говоря, пройти путь от общего черездетальное изучение натуры к цельному вы­ражению. Последовательное выполнениерисунка от общего к частному и от частного снова к общему строго обязательно.

как рисовать античную голову

1-я стадия. Пометка крайних точек размещения рисунка и точки центрального луча зрения всей композиции. Нанесение опорных точек подбородка и центрального луча для всей головы. Изображение общего овала головы и основания профильной линии, проходящей через середину лба, переносицы, ости основания носа и подбородка. Проведение легкими линиями направления шеи. Пометка на основании профильной линии — линий глаза, надбровных дуг, нижнего основания носа и разреза губ, линии основания уха.

2-я стадия. Нанесение конструктивных пунктов деталей головы: переносицы, подбородка, носа, глаз, губ, скуловых костей, надбровных дуг, челюстей, лба, ушей, теменных бугров. Пометка основных точек шеи. Все парные, симметрично расположенные относительно средней линии опорные точки головы наносятся с учетом основных пропорций головы, характера движения и перспективных сокращений. Для проверки парные опорные точки можно соединять легкими прямыми линиями.

3-я стадия. Анализ ошибок, допущенных на второй стадии рисунка. Окончательная прорисовка общей формы и деталей головы более сильными правильными линиями. Возможна легкая пометка светотеневого перелома.

4-я стадия. Построение собственных теней. Контрастное нанесение собственных и падающих теней по отношению света с учетом сечений общей формы головы и ее частей. Прорабатывая тени по краям изображения головы, их не чернить, а делать несколько слабее, связывая с поверхностью бумаги и с пространством.

5-я стадия. Нюансы и переходы в тенях и на свету. Сравнение и обобщение всего изображения.После линейного построения необходимо прокладывать тени на форме одновременно с теневой проработкой фона, соблюдая их тональные соотношения. Фон должен передавать градации освещения, в данном случае быть темнее в правом верхнем углу и светлее в левом нижнем.

Рисунок головы древней богини Афродиты

Изображение гипсовой головы — работа, которая непременно требуется от желающих заниматься живописью, в том числе в творческом учебном заведении. Если ученик освоил рисование геометрических тел и попрактиковался на рисунках черепов, то ему можно переходить к бюстам. Предпочтительнее начинать именно с них, а не с живых моделей.

Античные мастера в любом случае ориентировались на вечные каноны красоты, но при этом их бюсты могли изображать как конкретных людей, так и  обобщенные типажи.

как рисовать античную голову

Ученикам имеет смысл прежде тренироваться рисовать именно обобщенных богов (к примеру, Афродиту).

Правила изображения Афродиты

Работая над рисунком, нужно помнить о порядке действий, сначала нужно изображать основные формы, а следом подробности головы.

В первую очередь нужно выполнить компоновку головы богини на листе. Требуется нарисовать габариты головы и шеи, соблюдая верные пропорции, определить наклон головы и обозначить шапку волос.

как рисовать античную голову

Следом выводят скулы, которые служат разделом головы на зону лица и боковую зону. Внутри зоны лица требуется обозначить линию  бровей, а также основания подбородка и носа, далее на линии бровей проводят профильную линию.

После этого на линии бровей намечают непосредственно брови, а под ними — глаза. От слезников глаз требуется спустить линии, которые ведут к крыльям носа, далее нужно изобразить основание носа и линию профиля. После этого намечают очертания губ и придают им требуемую толщину. Далее отмечают углы рта и тянут линию профиля вниз от губ к подбородку.

Шевелюру изображают крупными массами, сразу отрисовывая группы прядей. Следом выполняют ухо, из-под которого вниз идет кость челюсти, которая приходит к подбородку. Вторая линия от уха ведет к шее.

как рисовать античную голову

Следом оценивают пропорции головы и выполняют детали с большей точностью. На этой стадии можно выделить тоном те поверхности головы, на которые падает тень.

как рисовать античную голову

Следом на границах участков света и тени тон делают более интенсивным, в то же время затылок головы с прилегающим к нему пучком волос не следует чрезмерно закрашивать. На тех фрагментах головы, на которые падает свет, нужно выполнить полутона, чтобы придать контрастности границам участков света и тени.

как рисовать античную голову

В завершение требуется поглядеть на получившийся рисунок с дистанции, сопоставить его с бюстом и оценить работу. Если тона правильно распределены и все элементы прорисованы, то бюст можно считать завершенным.

как рисовать античную голову

В среднем такую голову Афродиты можно выполнить за шесть часов.

как рисовать античную голову

Распространенные ошибки

Ученики на разных этапах изображения бюста могут совершить целый ряд типовых ошибок, которые будут приведены далее:

  1. Голова может быть некорректно размещена на листе, неточно расположена в пространстве, если ученик неточно определит наклон базовых осей.
  2. Неверный порядок действий, когда ученик приступает к прорисовыванию небольших элементов, еще не определив объем основной формы и ее характер.
  3. Неточное определение ключевых пропорций, слишком крупно или слишком мелко изображена верхняя либо нижняя половина бюста, в результате впоследствии возникнут затруднения с размещением на бюсте элементов поменьше.
  4. Чрезмерно интенсивный нажим на карандаш на любой стадии, в итоге отдельные участки получаются перечерненными.
  5. Невнимание к проработке мелких деталей, когда ученик слишком рано переходит к тоновой проработке изображения.
  6. Неверное расположение отдельных элементов, нарушение их пропорций.
  7. Парные элементы (глаза, уши, фрагменты черепа) выполняются не одновременно, вследствие чего они прорисовываются неправильно.

Учебный рисунок гипсовой головы ГаттамелатыРассмотрим стадии рисунка гипсовой головы.В качестве натуры возьмем гипсовый слепок головы памятника Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата.Данная голова чрезвычайно полезна для учебного рисунка, благодаря ярко выраженной архитектонике формы. Говоря более простым языком, планы (плоскости) на этой голове ярко выражены и подробны.В определенном смысле, противоположностью этой головы можно считать античные женские головы, где все планы сглажены и изучаются с трудом.В наше время ситуация усугубляется тем, что гипсовые головы реализуемые в популярных магазинах, выглядят так, как будто их еще и пошкурили, не говоря уже об искаженных отливках. Например, голова Гаттамелаты, которую можно найти в салонах уже не похожа на прототип.Мы в данном случае берем отливку еще советских времен.Свет ставим сверху, чтобы работал объем, но так чтобы тени от надбровных дуг и носа по возможности не были слишком уж велики.

как рисовать античную голову

Начинаем рисовать легкими линиями, не давим на карандаш. Следует иметь ввиду, что представленные здесь рисунки, особенно первые стадии, в реальности намного легче по тону.Вначале размечаем композицию на листе. Композиция должна быть сразу же в пропорциях и в характере, иначе в процессе изменений и уточнений пропорций, наклона и т.д. она может сильно измениться…В любом случае, если вы сразу определяете, что для вас в композиции листа важно, где «центр», то и при небольших изменениях она никогда не проиграет.

как рисовать античную голову

Композиция подобных учебных рисунков как правило предельно проста, возникает вопрос, зачем же вообще, забивать этим себе голову?А затем, что все рассматриваемые нами принципы работают в рисунке и творчестве вообще, а не только в данном конкретном случае. Формирование правильных подходов и привычек полезно для будущего. Вряд ли вы готовите себя в рисовальщики гипсовых голов…Начинаем легкими линиями, не давим на карандаш по двум причинам: 1) легкий по тону рисунок легко стирается т.е. его легко править 2) при давлении на карандаш напрягается рука и сознание микро-напрягается, уходит в руку, значит в эту непосредственно секунду оно не наблюдает натуру.Располагаем основные детали и переломы формы, но не забываем, что мы сейчас НЕ РИСУЕМ ДЕТАЛИ, а ДЕТАЛЯМИ РИСУЕМ ЦЕЛОЕ.На практике это означает, что мы постоянно смотрим на натуру целиком и на рисунок целиком, стараясь вернее взять общие пропорции головы в целом, поворот, наклон и характер формы.

как рисовать античную голову

Но, все эти основные вещи, мы не можем брать абстрактно, поэтому, мы все наиболее характерные моменты сразу схватываем, но не зависая на них, а как бы проносясь мимо.Элементы, находящиеся к нам ближе, сразу лучше намечать чуть контрастнее, чем части, находящиеся дальше. За счет это уже в начале рисунка начинают появляться объем и пространство.При этом, пока вы не выяснили, что все детали и размеры взяты верно, общая тональность рисунка должна оставаться нежирной, чтобы вам было легко править.После того, как вы основные характерные отношения наметили на глаз, не лишнее будет померить, начиная с самых больших размеров.Также, наводя карандаш вертикально и горизонтально на натуру и рисунок, проверить, верно ли взят наклон.Почему лучше вначале все намечать на глаз и лишь затем начинать мерить? Потому, что этим вы каждый раз даете своему глазомеру маленький шанс, как бы подкармливаете его. Постепенно он начинает оправдывать ваше доверие.Постепенно следует разобраться с архитектоникой формы головы. можно добавлять легкую светотень, чтобы сразу получался объем.

как рисовать античную голову

Делать это следует в соответствии с планами (плоскостями) и переломами (поворотами) формы головы, которые вы видите. Для этого полезно подойти поближе, внимательно посмотреть с разных сторон.

как рисовать античную голову

Для того, чтобы хорошо разбираться в расположении планов и переломов формы, необходимо сильно интересоваться этим вопросом и замечать их на всех гипсовых и живых головах, которые вы видите перед собой.Учебные «обрубовочные» головы следует рисовать много раз в разных поворотах и ракурсах. При этом много длительных набросков по 20-30 минут небольшого (8-12 см) размера с разных точек, дают пользы намного больше чем всего два полноразмерных рисунка в три четверти слева и справа, как это имеет место в некоторых учебных заведениях.Кроме того, с точки, с которой вы рисуете, далеко не вся форма головы может восприниматься адекватно.Поэтому надо не стесняться подходить и осматривать (иногда — ощупывать) форму со всех сторон.

как рисовать античную голову

По мере того, как вам удается верно найти и общие пропорции головы и ее детали, можно потихоньку еще добавлять тональность — делаем активнее то, что ближе. За счет этого появляется объем и пространство. Под пространством подразумевается то, что более активные (сделанные на рисунке более контрастно) части, выглядят кажутся расположенными ближе, чем части решенные более мягко. Соответственно, и делать более контрастными стоит те части, которые в действительности к нам ближе, в данном случае, это нос, ближняя скула, надбровная дуга, ближний край рта и т.д.Вся эта передача пространства в целом, дает ощущение общего объема, общей формы головы — более-менее напоминающей яйцо.

как рисовать античную голову

При этом переход рисунка из линейного в тональный, мы используем для того, чтобы еще верней все сравнить.Сравнивать будет тем легче, чем реальней будет взята тональность, т.к. в жизни мы все видим в пятнах, а не в карандашных линиях.Поэтому продолжать сравнивать надо до конца рисунка.Как видите, детали добавляются постепенно.При этом, чем мы уверенней в том, что основное взято верно, тем уверенней мы расставляем детали. Чем конкретней становится каждое место, тем легче нам снова сравнить целое. Чем легче нам сравнить целое, тем легче нам скорректировать расположение мелких деталей. Чем конкретнее мы проработали детали на переднем плане, те больше чувствуется объем и большие отношения и так до бесконечности.

как рисовать античную голову

Таким образом наше сознание постоянно смотрит на общее впечатление от головы в целом.При этом, чем более тональным становится рисунок (чем больше мы набираем реальную тональность темных и светлых мест),

как рисовать античную голову

тем более важно нам не забывать часто смотреть расфокусированным взглядом. О чем идет речь?В обычной жизни, если мы смотрим на какой-то предмет, мы видим его четко, конкретно, все детали по очереди.

как рисовать античную голову

По этой причине наш взгляд часто мечется от детали к детали, рассматривает их, но в это самое время не видит целого — невозможно увидеть абсолютно четко сразу много мест. Но это особо и не нужно. А видеть в целом (в буквальном, а не переносном смысле) — нужно.Если просто посмотреть на рисуемый Вами объект одновременно на весь — он и будет немного не четким. Это и есть нужный нам взгляд — тот который нужно добавить в дополнение к обычному «прыгающему» взгляду. Можно еще скользить взглядом, не фокусируясь — все это обычно происходит, когда человек задумывается, «рассеянно смотрит».Есть знаменитое высказывание Чистякова: «Рисуешь ухо — смотри на пятку!» Можно трактовать его по разному, но факт — детали лучше размещаются на своих местах, когда слегка расфокусированно смотришь на весь предмет целиком.Когда идет работа в тоне, нам необходимо видеть общую тональную картину и четко видимые детали как правило сильно мешают этому.

как рисовать античную голову

как рисовать античную голову

При этом чем расфокусированней мы смотрим, тем сильнее исчезают детали, тем лучше мы видим общую картину, основные соотношения.

как рисовать античную голову

как рисовать античную голову

Это видение основных тональных соотношений и позволяет нам верно набирать тон рисунка.

как рисовать античную голову

Важно при этом не забывать постоянно сравнивать и линейные соотношения — пропорции головы в целом, расположение маленьких и больших частей и т.д.Возможность смотреть расфокусированно, не означает, что не надо отходить от рисунка и сравнивать с расстояния. Наоборот, с расстояния это делать еще удобней и эффективней.

как рисовать античную голову

Автор: Олег Торопыгин ( Helgast ) Источник:demiart.ru

Comments